Навигация+

Военная Машина Вертолетом

Одноразовый вертолет: на что не способен турецкий Т-129

Овладеть искусством создания ударных вертолетов Турция вознамерилась не случайно. Рано или поздно перед вооруженным силами этой страны встанет вопрос о том, какой ударный вертолет придется использовать, а самое главное, кто его будет производить и какими эта машина будет обладать характеристиками.

Турецкие военные, перебрав массу вариантов всевозможного импорта и справедливо сомневаясь в достоинствах техники своих американских друзей, решили принять на вооружение другой вертолет, максимально отвечающий требованиям современной войны. Правда, способ, которым турки решили реализовать этот проект, весьма своеобразен.

Вертолетный аскетизм

Турецкий тендер ATAK ( от английского Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) с самого начала задумывался как масштабное оздоровление и омоложение собственных военно-воздушных сил. Вполне логично было бы предположить, что турецкие военные-прагматики, привыкшие выжимать из участников конкурса на поставку боевой техники все возможное, и здесь пойдут ва-банк. Однако, случилось настоящее военно-техническое чудо.

Турецкий тендер выиграл ... итальянский вертолет A 129 Mangusta, существенно модернизированный совместными усилиями AgustaWestland и предприятиями турецкого ВПК. Сразу стоит оговориться и уточнить, что ударным вертолетом усовершенствованный T129 не является и позиционировать его как конкурента чуть ли не всем производителям винтокрылых машин нельзя в принципе. Все дело заключается в том, что разрабатывали прародителя турецко-итальянского вертолета как многоцелевой, легкий разведывательный вертолет, не предназначенный для серьезных боестолкновений.

Вертолет выполнили с учетом технологий, снижающих его радиолокационную заметность - в конструкции были широко применены композитные материалы - их «замешано» примерно поровну с традиционными авиационными материалами. Еще одним «стелс-решением» было применение составных пилонов для вооружения - съемных конструкций, подвешиваемых к фюзеляжу при необходимости и снижающих общую заметность вертолета для РЛС.

Выживаемость на поле боя

Специалисты отмечают, что слепая мода на стелс-технологии и теория выживаемости «вне зоны контакта с противником» - один большой просчет европейских вертолетростроителей. Никому, в том числе и американским авиационным инженерам не приходило в голову начать всерьез возиться с малозаметным ударным или многоцелевым вертолетом, которому не пришлось бы в конце концов столкнуться с противником лицом к лицу и влезть в самое пекло, подавляя противника огнем.


Похожие публикации